Остатки рая на земле. Кто и как украшает цветами храмы

Что это такое — церковная флористика? Есть ли какие-то правила украшения храмов цветами и кто их определяет — богословы, священники, флористы? Эти вопросы мы задали профессиональному флористу Галине Кондратьевой. Она лауреат национальной премии «Цветок успеха» — за масштабные проекты по праздничному оформлению православных храмов (Храм Христа Спасителя, Сретенский монастырь, Данилов монастырь), автор уникальной книги «Храмовая флористика», преподаватель церковной флористики.

Главное — не мешать молитве

Мы познакомились с Галиной Петровной во время ее работы. Со своими ученицами она украшала московский храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева.

На полу — ведра с цветами. Рабочее место — длинные столы, застеленные клеенкой. На них инструменты: кусачки, отвертки, ножи, проволока. Галина на стремянке доделывает гирлянду. Последние гортензии замыкают цветочную композицию из восьми гирлянд на хоросе — круглом светильнике. Такие же пышные нежно-розовые и белые гортензии, белые хризантемы, розы, ветки рускуса и красные ягоды декоративного зверобоя — вокруг икон внизу. Хочется потрогать — живые ли? Да, все живые!

— А как Вы относитесь к искусственным цветам в храме? — спрашиваю мастера.

— Считается, что это — лукавство, подмена. А вот сухоцветы, например, лунарию, использую в работе.

— Сегодня праздник мучениц, а у вас такая нежная гамма. Почему?

— Конечно, цвет мучеников — красный. Но мученицы Вера, Надежда, Любовь — девочки. И храм — на территории детской больницы, сюда придут дети. Отсюда и нежность. Но красный у нас все-таки есть. Это гиперикум. Видите, ягоды как точечки, они символизируют капельки крови.

— А еще говорят, что нельзя украшать храм ядовитыми цветами, такими, например, как ранункулюсы.

— Я как-то поделилась с одним из батюшек, что флористы боятся использовать колючие и ядовитые растения для украшения храма. На что батюшка ответил с улыбкой: «А пусть они их не едят!» Нежелательно использовать в работе цветы с резким и сильным запахом: они могут вызывать головную боль и аллергическую реакцию. И самое главное — цветы не должны мешать молиться!

Цветы привели к Богу

Встреча Галины с будущим духовным наставником и новый поворот в профессии случились так. В 2002 году журналу «Цветы», где она работает и сегодня, потребовалось отснять флористическое убранство храмов. Так, выполняя задание редакции, Галина оказалась в Даниловом монастыре. Там она познакомилась с иеромонахом Зосимой (впоследствии — епископом Якутским и Ленским, ныне почившим), который вскоре благословил ее украсить на Крещение Троицкий собор монастыря.

— Цветы привели меня к Богу, — признается Галина Кондратьева.

У каждого праздника свое лицо

То, как украшали храмы до революции, специалисты изучают по фотографическим и документальным материалам. Известны слова святого Иоанна Кронштадтского «Цветы — остатки рая на земле». В русской литературе, например, у Ивана Шмелева, встречаем немало рассказов о том, как на Руси люди сами несли в церковь на праздник живые цветы и зелень.

В православных храмах цветами в первую очередь украшают аналойную икону, а также особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаницу, подсвечники, паникадило и хорос (церковные светильники), иногда — орлец (круглый коврик для архиерея).

— Но ведь церковных канонов об украшении храмов нет, на что же ориентируются флористы? — спрашиваю Галину Петровну.

— Первое — цвет облачения священников. Это азы церковной флористики. Также растения должны гармонировать с основным цветом праздника. Богородичные праздники — голубой цвет, Рождество Христово — белый, Воскресение Христово — красный и белый, Троица — зеленый. Правда, бывает, что мы отступаем от этого правила, когда интерьер и освещенность храма диктуют другое. Однажды мы украшали храм к празднику преподобного Серафима Саровского. Если чествуется преподобный — служат в зеленых облачениях. Но храм — небольшой, светлый, и ничего, кроме желтого цвета, не хотелось туда ставить. Так и сделали, получилось хорошо. Кроме того, у каждого праздника есть свой образ. Флористы стараются подобрать соответствующие этому образу цветы. Для богородичных праздников, например, это лилия.

— А кто определяет, как и чем украшать храм: священники или флористы?

— Вместе. Флористы ничего не делают без благословения настоятеля. Но всегда радостно, когда творческим идеям флористов священники идут навстречу. Как, например, в Сретенском монастыре. С владыкой Тихоном украшение храма получается как совместное творчество. В 2008 году мы с ним решились сделать из цветов огромную рождественскую звезду на хоросе и паникадиле. С тех пор она — символ Рождества в этом монастыре.

Как научиться храмовой флористике

Люди, украшающие храмы, активно общаются на интернет-форумах. При храме святителя Николая в Измайлове работает молодежная площадка для желающих научиться украшать храмы. А еще секреты мастерства можно узнать из книги «Храмовая флористика».

Храмовая флористика. Главный секрет

В нашей стране за время советской власти отдельные традиции, связанные с церковной жизнью, были утеряны, другие теплились под спудом. Что касается украшения храмов цветами, сейчас, казалось бы, неоткуда черпать знания, кроме как от людей, которые сами недавно пришли к вере. Тем не менее, за последние двадцать лет появились такие мастера, как Галина Кондратьева, которые имеют множество учеников в разных городах России.

Каждый флорист имеет свой почерк, свою любимую технику, в которой исполняет композиции. Для храмового флориста помимо навыка важным является быть воцерковленным православным христианином.

Люди, которые приходят в храм, чтобы украшать его цветами, должны понимать, быть может, чувствовать нутром, что к этому делу приступать нужно со страхом Божиим. Работа флориста творческая, можно сказать, что это вид искусства. Работа церковного флориста в какой-то степени сродни труду художника-иконописца.

Основа церковного искусства – символы. Чтобы понимать символику, которая присутствует в храме, или события, в честь которого создается украшение, мы обращаемся к двум источникам: Священному Писанию и Преданию Церкви. Тот, кто любит читать, многое извлечет из книг. Другой же, кто, быть может, не склонен к чтению, также найдет свою пользу, приходя в храм, рассматривая его убранство и слушая службы.

Священное Писание дает множество образов, которые так или иначе связаны с растениями. Одна из паремий чина Великого освящения воды заканчивается стихом:

«Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое» (Ис.55:12). Что по слову толкователей являет собой образ преображения – прежде всего, человека, но также и природы.

Сами растения также могут быть в известной мере предметом богословствования. Святой праведный Иоанн Кронштадтский оставил такое наставление:

«Рассматривайте, братие, премудрое устройство растений и познавайте в них Бога: растения есть почти у всех вас во всякое время, и зимою и летом» (О Боге – Творце мира).

Святитель Василий Великий в Шестодневе подтверждает важную для нас вещь: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Свт. Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

То есть в цветах, растениях мы и сейчас видим райское благолепие. Так же и благолепие храма Божия, о чем упоминает святой Симеон Солунский, «означает красоту рая, потому что божественный храм изображает рай, или лучше сказать, представляет райские небесные дары…».

Теперь понятно, что труд церковного флориста – это не просто набор знаний о том, как правильно скомпоновать растения или умело сделать какой-нибудь каркас. Да, это важно. Флорист, храмовый он или светский, обязан оттачивать свои навыки и интересоваться тенденциями в этом искусстве. Главное, однако, не в этом.

Чтобы правильно вписать цвет, форму и фактуру украшения в убранство храма с учетом символики события, праздника или памяти, никак не обойтись без знаний из Священного Писания и Предания. Это означает, что храмовый флорист должен постоянно учиться, становиться, по сути, богословом. Это главный профессиональный «секрет храмового флориста.

Елена Басырова, автор курса «Храмовая флористика в радость»

Церковная флористика – синтез искусства и богословия

«Всякая форма искусства во время Богослужения участвует в проповеди», – писал Н.В. Лосский в начале ХХ века. Эти слова русского философа, без сомнения, можно отнести к флористике – искусству украшения храмового пространства с помощью цветов.

  1. Священное Писание о символике растений
  2. Использование символики растений в украшении храма
  3. Основные принципы церковной флористики

Священное Писание о символике растений

Тексты Священного Писания наполнены аллегориями. Для их глубокого и многогранного понимания важно знать символику используемых понятий. Важное место в жизни человека всегда занимали растения, поэтому и в библейских им текстах отводится особое место.

В Ветхом Завете:

Особое место отводится цветку лилии, с которым Бог ассоциирует Себя: «Я нарцисс Саронский, лилия долин! Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» ( Песн. 2. 1-2 ).

Новый Завет расширил спектр символических значений тех же растений. Так, пшеница представляет собой символ Евхаристии, о котором Спаситель прямо говорит: это «Тело Мое». Виноград ассоциируется с Его Кровью: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь… Я есмь Лоза, а вы ветви; кто во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода…» ( Ин.15:1; 15:5 ).Гранат – аллюзия воскресения и соединения верующих под омофором Церкви, а также вечной жизни. Маслина означает Божье благословение и благочестие, финик – торжество, победа, белая лилия – чистота, невинность, красная – пролитая Кровь Христа. Символика цветка розы аналогична лилии.

Использование символики растений в украшении храма

Изображения цветов существовали в христианстве с самых первых десятилетий его существования. Катакомбы – помещения, приспособленные для совершения богослужений – были расписаны с использованием флористических образов. Несомненно, эти росписи не только служили украшением, но и отражали мировоззрение, поскольку ничего случайного в христианском искусстве не было.

Катакомбы Домитиллы

Сегодняшний православный храм, как и первохристианский – это образ Горнего Иерусалима, поэтому церковное искусство в богослужении призвано создавать образа преображённого мира, в котором главенствует Бог. Именно по этой причине растения всегда присутствовали и в иконописи, и в росписи храмов, и в оформлении фасадов.

Существует ещё одно направление прикладного искусства, которое непосредственно использует живые растения и плоды для создания художественных образов – флористика. Оно появилось в 1930-х годах и с недавнего времени «пришло» в церковь.

Основные принципы церковной флористики

Безусловно, работа храмового благоукрасителя – творческий процесс. Однако, как и иконопись, она немыслима без канонов. Неограниченный полёт фантазии церковного флориста сродни богословствованию по своему разумению.

Художник, оформляющий храм, никогда не делает это исключительно по своему усмотрению. Эта работа всегда выполняется в соответствии с церковным Уставом и «Богослужебными указаниями» и со знанием символики растений.

Например, в определённые дни предполагается наличие некоторых растений как обязательное: Рождество Христово, День Святой Троицы, Преображение Господне и Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), как и поддержание колорита праздника.

В день Рождества церковь украшают еловыми ветками, венками, деревьями как напоминание о вечной жизни. Вместе с ними используют белые цветы, в первую очередь, лилии, а также гипсофиллы или хризантемы.

Вход Господень в Иерусалим традиционно связан с вербой. Однако сейчас в убранстве храма используют и пальмовые ветви.

Зелень – символ жизни – неизменно преобладает в праздник Святой Троицы, именуемого в народе зелёными святками. В храме размещают берёзовые веточки или небольшие деревца, пол устилают душистой травой, благоухание которой дополняют цветочные ароматы.

Белый цвет обычно доминирует в праздники Благовещения, Богоявления и Преображения Господня как напоминание о чистоте, обновлении, возрождении и одновременно Божественном Свете.

Используют его и в скорбные дни Страстной Пятницы – плащаницу Спасителя обкладывают белоснежными растениями, как и плащаницу Божией Матери в день Её Успения, добавляя к ним голубые и синие цветы.

Читайте также:  Что можно сдать на металлолом? Узнайте о том, что в принципе принимают и в каких количествах.

Со второй половине Великого Поста — Крестопоклонной недели — в декорировании храма превалируют красные гвоздики или розы как знак приближающихся Христовых страданий.

Этот же цвет знаменует собой Пасху – из лепестков роз или гвоздик нередко выкладывают композиции в форме яйца.

Поскольку всё в храме должно быть подчинено созданию и поддержанию молитвенного настроения, цветы – это благоговейные акценты, посредством которых оформляются Царские врата, раки и ковчеги со святыми мощами, лежащие на аналое иконы, особо почитаемые святыни, двери в храм и др. Они не подавляют главного объекта, а лишь подчёркивают и украшают его.

Элементы цветочного декора всегда вписываются в интерьер храма с учётом его размеров, формы и стиля.

Не последнее значение имеет и чисто практическая сторона: цветы не мешают священникам во время проведения службы и прихожанам, когда они прикладываются к святыне. Поэтому для оформления берут только те цветы, которые не имеют навязчивого запаха, острых шипов, и, разумеется, ядовитые растения.

Современная церковная флористика – это относительно новый вид искусства, призванный, наряду с другими его видами – живописью и музыкой – гармонично участвовать в богослужении. Цветы в храме – своеобразная проповедь о Христе.

Цель работы церковного флориста может считаться достигнутой, если цветочные аранжировки органично встроены в пространство храма и существуют в нём ради создания молитвенного настроения.

Как сплести венок для иконы. Храмовая флористика

Хочу поделиться своими наработками в храмовой флористике, которой я занимаюсь около полутора лет. Может кому-то и пригодятся мои советы?! Будем украшать икону живыми цветами к празднику. Исходим из скромных возможностей, используем подручные материалы и действуем по принципу : «Голь на выдумки хитра» . Праздник торжественный, но в то же время траурный, поэтому венок выдерживается в бело-сиреневых тонах.

Цветы берем те, которые смогут долго продержаться без воды. Накануне, за сутки, ставим растительный материал в воду и даем хорошо напитаться.

1. Я выбрала следующие растения: гипсофилу, кустовую хризантему, гвоздики, рускус (зеленые листики), гиперикум (зеленые ягодки).

Каркас для венка был сплетен местным, «церковным мастером на все руки».

2. Оборачиваем зеленой лентой нашу основу. Если вдруг будет проглядывать каркас из под цветов, то его будет не заметно. Так же для придания плотности и прочности обматываем основу флористической проволокой. Концы ленты закрепляем скотчем.

3. Хризантемы разбираем на цветочки, полураскрывшиеся бутоны и совсем закрытые бутоны. Веточки рускуса разрезаем на несколько частей, так, что бы верхняя часть заканчивалась не голым стеблем, а листочком. Гиперикум так же разбираем на веточки.

4. Начинаем собирать симметричные букетики. Что бы цветы не распадались, туго обматываем их зеленой ниткой. Подравниваем концы до одного уровня.

Таких букетико нужно накрутить много :).

5. Что бы цветы не подвяли, готовые букетики помещаем в воду. Проще всего использовать для этого тазик :).

6. Букетики готовы. Приступаем к сборке праздничного венка.

7. Начинаем плести сверху от центра, размещая два букетика лицом к лицу.

8. Букетики крепим внахлест. Каждый закрепляем нитками и скотчем.

9. Цветы крепим плотно друг к другу, что бы не было пропусков.

10. Постепенно двигаемся вниз. Работаем одновременно с двух сторон и следим за симметричностью. Когда доходим до конца, то закрываем голые стебли двумя букетиками, прикрепляя их вверх ногами.

Для меня задача еще состояла в том, что бы венок получился гибким и легким. Ведь икона украшалась только к середине службы. Это нужно было сделать легко и быстро, с возможностью немного подправить украшение по контуру иконы.

Цветы без воды простояли ровно неделю. Да, они немного подвяли, но этого было практически не заметно.

Храмовая флористика. Особенности и символы.

Верующие люди, посещающие церковь, часто видят и знают, что помимо икон, в православных храмах бывают и живые цветы. Но в чём заключаются особенности храмовой флористики, и каково значение цветов в Богослужении?, – об этом вы узнаете из данной обзорной статьи Вероники Гуг.

В первую очередь необходимо отметить, что цветы в храме – это не главное. Храм – это Дом Божий, в нём совершаются Богослужения и церковные Таинства. В православных храмах всё аргументируется церковным Уставом и канонами.

Кратко об устройстве храма

Алтарь – самая важная часть храма, в нём располагается главная святыня – престол, доступ к которому имеют только священнослужители. Алтарь отделяется от основной части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нём имеется трое врат. Центральные самые большие называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, а боковые двери, называют диаконскими.
Справа от царских врат находится икона Спасителя, слева — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых. Справа от иконы Спасителя обычно располагается храмовая икона, на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм. Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах и на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.
В храме имеется еще и канунник (канун) с изображением Распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды. Огромные храмовые люстры с множеством свечей называются паникадила, ныне свечи в них электрические, и зажигаются в торжественные моменты служб. Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Также в храмах могут находиться мощи святых угодников Божиих и другие святыни.

Флористические акценты в храме

Храмовая флористика должна быть осмысленной, согласно принципу: радость для глаз и пища для ума и сердца. Цветы в храме – это не просто украшения, это жертва Богу и уважение к святым, изображённым на иконах. Цветочное убранство современных храмов иногда поражает своим великолепием, и в тоже время цветы напоминают моляющемуся о рае и красоте Царства Небесного. Также, цветы, особенно увядая, помогают людям задуматься о том, что наша земная жизнь временна.
Однако, храм – это не оранжерея, и цветы не являются главными элементами храмовой атмосферы. Более того, флористические акценты не должны принимать на себя основное внимание в храмовом интерьере, не должны заслонять собой иконы, дабы
не отвлекать молящихся. Цветами храмы украшают, как правило, в праздничные дни. Флористически оформляют икону на аналое, царские врата, раку со святыми мощами, чудотворные и чтимые святыни. При этом нужно стараться соблюдать гармонию, оставляя основной визуальный акцент на святынях, данном случае цветы всегда второстепенны. Также нужно учитывать и цветочный запах, который должен быть умерен, дабы не перебивать аромат ладана. Флористические композиции не должны мешать священнослужителям во время проведения Богослужения, цветы также не должны мешать и прихожанам прикладываться к иконам. В общем, цветы в храме не должны вызывать неудобств.
Важно помнить, что в Церкви всё начинается с благословения и, желательно, чтобы выполняющий послушание по храмовой флористике был воцерковлён и понимал православную символику. Ведь даже, освоив теоретические основы аранжировки и, имея практические навыки, «переходить от буквы к духу трудно и болезненно», так как христианскую культуру может творить только христиански устроенная душа, а потому и ценно внутреннее состояние художника (флориста). Невозможно проникнуть в тайну
православного искусства без веры.

Флористический символизм в Православии

Что касается символизма, то многое зависит от христианского праздника, к которому приурочено флористическое украшение. Прежде чем приступить к подбору цветов для составления той или иной храмовой композиции, необходимо обратиться к «Богослужебным указаниям», где может содержаться вполне конкретная информация на этот счет. По Уставу есть праздники, на которых присутствие определённых растений обязательно: Рождество Христово, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы, Преображение (цветы и плоды). Основным флористическим аспектом при составлении композиций, является цвет праздника, который гармонирует с облачением священнослужителей и соответственно с одеждами престола, жертвенника, завесов, аналоев, воздýха, покровцов и закладок в напрестольном Евангелии.
На Пасху и в дни памяти мучеников — это красный цвет. Белый – в день Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу, также в дни особого почитания Небесных Сил бесплотных. Зелёный – Вход Господень в Иерусалим, а также на Троицу и в дни памяти преподобных, подвижников. Голубой – на Богородичные праздники. Фиолетовый – на праздники Животворящего Креста Господня. В православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: чин погребения, крестные ходы, богослужения на открытом воздухе, встречи иерархов, украшают вход в храм, ковры, дорожки и др. Христианская флоросимволика сегодня применяется и с учётом территориального месторасположения церкви относительно карты мира и поры года.


Например, в Рождество флористическое украшение храмов по традиции формируется на основе еловых ветвей. А в праздник «Входа Господнего в Иерусалим» — на основе пальмовых ветвей, кстати, отсюда и второе название праздника «Пальмовое воскресение», в славянском простонародье называющееся «Вербным воскресением». Две тысячи лет назад в Иерусалиме Христу постлали под ноги, как положено входящему в город царю, белые ткани. Его приветствовали пальмовыми ветвями.
Пальмы – символ триумфа, приветствие, которым народ встречает своего царя. Когда этот праздник пришел на славянские земли, возник вопрос, ведь у нас пальмы не растут. Поэтому так повелось, что пальмовые ветви заменили на цветущую вербу. Это, пожалуй, единственное растение, которое к моменту довольно-таки ранней весны повсюду расцветает. Верующие давно заметили, что процесс этот взаимосвязан: когда бы ни был праздник Вербного воскресенья (а он сдвигается в соответствии с Пасхой) как бы ни была холодна погода, даже если еще лежит снег, но верба обязательно зацветёт. Кстати, интересен символизм и праздника Преображения Господня (19 августа), который в народе именуется как «Яблочный спас».
Православная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. В этот праздник греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал у них к этому времени. Поскольку в славянских широтах типичные сезонные фрукты того времени – яблоки, то именно они и стали символом этого праздника. Что касается цветов, то лилия является самым распространённым цветком церкви, потом – роза и другие.
Красота лилий восхваляется и в Священном Писании: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: Не трудятся, ни прядут; Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28-29).
Цветы и плоды, как выражение христианской любви и райского блаженства в искусстве первых христиан, и флористические образы библейских сюжетов, представляют собой единый священный образ, о чём свидетельствует не только архитектурное, литературное наследие Церкви, но и, безусловно, иконографическое. На некоторых Богородичных иконах, а также иконах святых, можно увидеть цветы.

Цветы на иконах

На иконе «Неувядаемый Цвет» Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на одной руке, а в другой руке у Неё — цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Название иконы «Неувядаемый Цвет» связано с традицией воспевать Пресвятую Богородицу в словах Великого Акафиста, написанного в VII веке в Константинополе, а также с песнопениями канона Иосифа Песнописца, посвященными Богоматери. Иконография образа связана с изображением Похвалы Пресвятой Богородицы. Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также появление некоторых списков иконы «Неувядаемый Цвет» в XVI — XVII веках связано с желанием монахов символически изобразить чистоту Пресвятой Девы Богородицы в иконографическом образе с цветами, которые покрывают склоны Святой горы Афон. Существуют разные иконы, на которых изображены цветы и растения.
Одной из самых известных белорусских икон, является Жировичская икона Божией Матери. Известно несколько сюжетов этой иконы: помимо фото истинно-явленной каменной иконы, Явление чудотворной крохотной иконки живописно изображается на грушевом дереве в лесу, а более крупный план иконы канонично обрамлён в красивую
раму из цветов.

Читайте также:  Фундамент из полистиролбетона. Несъемная бетонная опалубка: общие сведения, типы и технология строительства

Важно помнить

Цветочные украшения гармонично вводятся в интерьер храма, учитывая его архитектурный стиль, формы, размеры и другие условия. Это касается и ёмкостей для композиций и ваз для букетов. Церковная цветочная аранжировка включена в храмовое пространство и неразрывна с ним, существуя для молитвы и ради неё.
Благоговейное отношение к живым растениям должно быть на всех этапах работы с ними: на стадии подготовки, использования, поддержания свежести. А после отдания праздника растения нельзя выбрасывать вместе с мусором: использованные цветы высушивают и раздают верующим, а в отдельных случаях сжигают. Троицкую зелень и вербу по традиции хранят весь год. Составление флористических композиций в православном храме не просто копирование прекрасного в окружающем нас растительном мире, а сотворчество. Ведь человек, ощущающий тонко в своей душе влияние природы, может вкусить еще на земле частицу вечного бытия… Таким образом, храмовая флористика способствует атмосфере праздника и благодати.

Церковная флористика

Для начала давайте разберёмся с понятиями во флористике, кто такой флорист, что такое флористика и какие бывают виды флористики?

Флорист – это человек, который собирает букеты и композиции своими руками, оформляет помещение.
Флорист может собирать букеты из искусственных цветов, делать букеты из чая и кофе, букеты из носков, букеты из игрушек и конфет. Фантазии флориста из чего сделать букет или композицию нет предела.

Флористика – это создание букетов, панно, композиций из разнообразных материалов, цветов (искусственных, живых или сухоцветов).

Флористика имеет разные направления, например новогодняя флористика, когда украшают всё вокруг в тему нового года. Во всех офисах, магазинах, торговых центрах, салонах ставят ёлку – это обязательный атрибут нового года.

В основном для новогоднего оформления используются шишки, орехи, еловые ветки, новогодние ёлочные игрушки, фигурки снеговика, дед мороза, снегурочки, снежинки. В основном в этот период делают ёлки, венки и композиции со свечами. В декоре преобладает красный и золотистый цвет.

Многие в новогодние дни покупают себе цветок в горшке под названием пуансеттия или рождественская звезда – это королева новогодних праздников.

Пуансеттия – королева новогодних праздников

Свадебная флористика – это когда делается всё в утончённых, романтических цветах, в основном белый и нежно розовый цвет.

Собирается букет невесты или венок на голову, украшается арка возле которой молодожёны обмениваются кольцами и клятвами, оформляется цветами машина, делаются композиции на столы для гостей или молодых. Для жениха делается бутоньерка, которая крепится рядом с карманом.

Традиционная свадебная флористика

Бизнес – флористика – составление композиций для официальных мероприятий, например в переговорную комнату, а также для презентации.

Детская флористика. Сейчас многие родители не празднуют день рождение дома в семейном кругу, они хотят что-то особенное для своих детей. Поэтому заказывают столики в кафе, ресторанах, оформляют красиво и ярко стол для детей. Разноцветные стаканчики, трубочки, сладости, мягкие игрушки, колпачки на голову, маски, воздушные шарики. Флористы готовы предоставить огромный выбор, зависит он только от бюджета заказчика.

Флористика для детского дня рождения

Событийная флористика. Юбилей, годовщина, рождение ребёнка, день рождение, корпоратив, фотосессия, праздники 14 февраля, 8 марта, 9 мая – всё это относится к событийной флористике. Делается оформление, букет или композиция под определённое событие в жизни человека.

Toy – флористика или плюшевая флористика. Toy – в переводе с английского означает игрушка. Букеты делают из небольших мягких игрушек. В основном пользуются спросом зайки, мишки и киски kitty. Такие букеты очень радуют детей, подростков, как девочек так и мальчиков.

Раньше букеты из цветов кидали на лёд фигуристам, теперь кидают букеты из игрушек, т.к они не деформируются. Ещё такие букеты дарят звёздам, актерам театра, танцорам, будущим мамам и женщинам у кого родился малыш.

Букет из плюшевых игрушек

Игрушки не приклеиваются к каркасу, а крепятся на проволоку, а значит такие игрушки можно снять, потом играть в них, шить на них одежду или вязать, повесить над люлькой, на коляску или украсить ими витрину.

Sock – флористика. Недавно появилось такое понятие – букеты из носков. Что это? Как это? Для такого вида флористики нужны носки, каркас, фетр и проволока. Носки скручивается определённым образом вместе с проволокой – выглядит это как текстильные цветы. Можно сделать букет из носков для мужчины, а можно сделать букет из носков для женщины или ребёнка.

Оригинальный букет из носков

Такой подарок популярен на 23 февраля и 8 марта. Букеты из носков любят практичные люди.

Food – флористика.

Наибольшую популярность сейчас набирают букеты из еды. Например из фруктов. Крепятся фрукты на шпажки для шашлыка. Букет можно подарить человеку и тут же вынуть все фрукты, помыть и положить на стол. Часто комбинируют и добавляют цветы. Для женщин распространён букет из клубники и роз.

Также делают букеты из овощей или с добавлением макарони – это французский десерт (пироженое).

Букет из овощей

Свитфлоритика. В переводе с английского слово sweet – означает сладкий. Флористы делают букеты, композиции, цифры, топиарии, корабли из конфет. Оформляют шоколад или коробку конфет. Стоят такие композиции долго, а ещё их можно кушать.

Многие флористы добавляют в букеты маленькие рамочки для фото, бусы, мягкие игрушки и таким образом подарок получается полезным – это достойная альтернатива цветам.

Траурная флористика.
Рано или поздно человек покидает этот мир. И провожают его в последний путь тоже с цветами. Есть отдельная ветвь флористики под названием траурная. В данном виде флористики не используются цвета радужных оттенков, используются цветы с темными цветами, а также белый и красный. Букеты собираются не пышными, а плоские с одной стороны, делается так, чтобы его было удобно класть на плоскую поверхность.
Если покупаются цветы, например розы, то только чётное количество и часто перевязываются чёрной лентой. Часто делаются венки или крест из цветов.

Церковная флористика.
В России не так развита церковная флористика как в других странах. Тем не менее в году бывает много церковных праздников, которые отмечают много людей. В этот день они ходят в церковь.
Цветами украшаются колонны, арки, люстра, выкладываются цветы вокруг икон, собирается цветочная гирлянда. В основном украшаются цветами и веточками сосны. Иногда дополнением служат атласные ленты.

Пример церковной флористики

Чтобы приступить к оформлению церкви нужно вначале получить разрешение батюшки и согласовать цветовую гамму, потому что не каждый цвет подходит для оформления в церкви.

Церковная флористика требует много времени. Потому что иконы в церкви достигают огромных размеров, люстры в них тоже огромные.

Какие цветы лучше использовать для оформления?
В церковной флористике используются только живые цветы, хотя из-за того, что цветы любят холод, а в церкви очень жарко цветы не будут радовать долгое время своим оформлением.
Чаще всего используют цветы лилии, хризантемы, розы, гвоздики, астры, гипсофилы и разная зелень. Иногда допустимо украшение яблоками.

Цветочная композиция из хризантем

Чаще всего оформление икон к праздникам. Поэтому делается специальный каркас под размеры, внутрь вставляется флористическая губка и туда внутрь вставляются цветы. Губка влажная, поэтому цветы питают оттуда воду и поэтому стоять будут несколько дней.

Флористическая губка продлит срок цветочной композиции

Какой цвет чаще используется?

Чаще всего используется в оформлении храма белый цвет. Белый цвет цветов означает нежность, уважение, чистоту. Белый цвет будет уместен везде, он сочетаются с любым другим цветом.

Церковный декор в белой цветовой гамме

Где можно научится искусству церковной флористики?

В России не так много курсов, которые обучают искусству составления букетов для храмов, но есть места, где этому искусству обучают. Есть книги на эту тему и видео ролики.

Самое распространённое оформление в праздничные дни – это оформление икон цветами.

С чего начинается цветочное оформление иконы?

Оформление начинается с того, что люди, которые будут украшать церковь цветами едут на цветочную базу или рынок. Выбирают цветы и покупают, например розы, хризантемы и зелень, чаще всего для работы используется папоротник. Оформлением занимаются не только флористы, но и служители церкви без флористического образования.

Затем все цветы помещаются в машину и довозятся до храма. Затем коробки вынимаются, заносятся в помещение и цветы сортируются по видам. Затем нижний срез стебля обновляется и цветы ставятся в разные вазы с холодной водой.

На рабочую поверхность лучше всего покрыть скатерть, чтобы не испачкать стол. Затем раскладываются рабочие инструменты: секатор, ножницы. Для защиты рук можно одеть специальные перчатки. Цветов для оформления используется много, поэтому чем больше рук будет задействовано в творческом процессе, тем быстрее будет идти работа.

Процесс изготовления украшения для иконы

Затем выбирается предмет для оформления, например икона. Измеряется её длина, высота , глубина. Чтобы не забыть параметры лучше записать на бумажке.

Оазис – флористическая губка ставится в ёмкость с водой. Губка пропитывается водой и опускается на дно – теперь её можно доставать. Оборачивается она в пищевую плёнку или ставится на специальную подставку с бортиками, чтобы остатки лишней воды с неё не стекали. Также можно использовать ёмкость (лоток) из под конфет и сладостей.

Для составления композиций используйте флористическую губку

Конструкция собирается под размер иконы, например в виде буквы «П», с каждой стороны делается отступ на 2 см, чтобы икону можно было свободно вставить и вытащить. Затем по боковым частям вставляется зелень. Цветы и зелень срезаются под углом. На верхней части вставляются розы на расстоянии, а затем между ними хризантемы. Заполняем все пустоты цветами.
Затем эта конструкция ставится вокруг иконы.

Готовая композиция вокруг иконы

На следующий день и в другие нужно долить немного воды в композицию, лучше делать это с помощью лейки с тонким носиком.

Флористика имеет много направлений, она разнообразная и с каждым годом появляется что-то новое.
В социальных сетях можно следить за новинками в мире флористики, читать форумы, смотреть фотографии в на просторах интернета.

Можно смотреть фотографии по церковной флористике других мастеров, делится своими работами, спрашивать совета.

Похожие статьи:

Что еще почитать?

  • Сковорода вок
  • Уютный домик для колодца
  • Чистота в доме способствует развитию гармоничных отношений в семье
  • Как ухаживать за ванной комнатой?
  • Библиотека будущего. Идеи для привлечения новых клиентов.
  • Выбираем идеальную гладильную доску

    Церковная флористика – молитва о райском саде

    Цветы – одно из драгоценнейших украшений природы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл их «остатками Рая на земле». Другой святой Русской Православной Церкви святитель Лука, исповедник, архиепископ Крымский, сравнивал их благоухание с фимиамом Богу, а сами цветы – с кадильницами. Поэтому цветы и являются атрибутом благоукрашения иконостаса, Царских врат, Плащаницы, святых икон, выносных свечей и так далее. Но и здесь все должно быть чинно: красиво, но не броско, презентабельно, но не вычурно. Соблюдение меры – задача не из простых, она подразумевает и наличие хорошего вкуса, и безупречное владение флористическим ремеслом, и знание основ церковной флористики.

    Екатерина Клинцова и Ксения Кириллова – флористы, профессиональные цветочницы. Помимо основной работы трудятся во славу Божию в Александро-Невском соборе, наводят в храме красоту, и, как сами признаются, уже и не знают, где их основная работа: здесь или все-таки там…

    Понятно, что так было не всегда. А как было?

    Флористикой Екатерина всерьез заинтересовалась после окончания института, где изучала психологию. Возможно, эта тяга к цветам проявилась у нее как раз вследствие учебы – есть же такая область в психологической науке – психология цвета называется. А здесь и цветы, и цвета, их влияние на психологию человека – интереснейшая тема. Записалась на курсы флористики, и очень быстрое поняла, что профессии здесь не научат. Основам техники – да, как спираль, например, собрать объяснят. Но как научить чувствовать гармонию, как научить видеть в цветочной мозаике бьющую ключом жизнь, как легко и непринужденно закружиться с растениями в торжественном «Вальсе цветов»? А хотелось ведь именно этого. И тогда пришло понимание, что приблизиться к совершенству можно только трудом – кропотливым, часто неблагодарным. Ее воздушные замки слегка пошатнулись, но путь был выбран, сходить с него она не собиралась.

    Читайте также:  Циркуляционные насосы для отопительной системы

    А что Ксения? Она была банковским служащим, работала с деньгами, но деньгами чужими, а хотелось – со своими. Тогда она решила попробовать зарабатывать на красоте. А что такое красота? Для нее это цветы. Хотя тогда она не могла сказать о себе, что цветы вот прямо любит-любит. Но она знала, что с ними можно делать. Продавать! А для этого нужно выучиться на флориста, открыть свое дело.

    Путь ее во флористику немногим отличался от пути, которым шла Екатерина. Сначала, как водится, были двухмесячные курсы, по окончании которых Ксения была уверена, что наконец-то стала настоящим флористом. Поэтому пришла устраиваться в один из лучших цветочных VIP -салонов (ну а в какой же еще?!), который в то время располагался в самом центре города. Здесь и произошло ее знакомство с Екатериной – отработав во флористике от самых низов до самых верхов, та управляла этим салоном.

    Ксения пришла в белоснежной рубашке, вся из себя такая чистенькая и опрятненькая, как и сама флористика. Так по крайней мере она думала. Но флористика показала тогда ей свою изнаночную сторону. Екатерина собирала очередной букет. Едва взглянув на Ксению, попросила для начала вымыть в ванной комнате вазы. Ну вымыть так вымыть. Ксения заглянула в ванную, а там… целая гора грязных ваз, с которыми пришлось изрядно повозиться.

    Вторым заданием для нее было собрать букет. Здесь Ксении помогла ее цепкая память: она вспомнила, какие цветы использовала при сборке букета Екатерина, и взяла точно такие же. Собрала, показала. Екатерина взглянула и удивилась: ну надо же какая сложная гамма! И ведь получилось! Будущее показало, что, действительно, Ксения быстро схватывает, хорошо чувствует цвета, да и вообще талантливая. А Екатерина, как подумала тогда Ксения, «цветочница на все сто процентов» и своего мнения до сегодняшнего дня ни на йоту не изменила.

    В общем, девушки нашли друг друга. И пошли по флористическому пути вместе.

    При том что они разные. На вопрос, для чего нужны цветы, Екатерина отвечает – для радости! А Ксения – для эмоционального всплеска. Вроде бы то же самое, но если вдуматься, то разница есть и еще какая. Признаются, что все время спорят, но в конечном счете это только помогает, позитивно сказывается на результате, говорят же: в спорах рождается истина.

    И еще. Чтобы стать классным флористом, нужен талант. Так считает Екатерина. А как же золотое сечение, ну то самое соотношение частей целого, во флористике оно составляет 3:5:8? Это говорит уже Ксения. Если правильно встраивать соотношение частей единой композиции в работе, то по большому счету и особого таланта не нужно… Ну как же не нужно, удивляется Екатерина. Да вот так, не нужно и всё, отвечает Ксения. Спор, снова спор. В конце концов приходят к единому мнению: талант, конечно, нужен, но без знания технических приемов и он не поможет.

    Некоторое время Екатерина и Ксения работали в VIP -салоне, собирали богатые букеты для известных людей города. Екатерина была уже искушенная во флористическом деле, знала все его стороны. Но и Ксения тоже быстро всё узнала. И это, как оказалось, не только прекрасные нарциссы и изящные лилии в искрящемся под софитами целлофане с бантами и блестками, но и натирание полов, мытье грязных ваз, переноска громоздких коробок. Работа тяжелая и нервная. Невольно и табаком задымишь, и посылать кого подальше тоже быстро научишься. Цветочный бизнес!

    А потом вдруг наступил «кризис жанра», как это часто случается у творческих людей. Одной из причин стало участие и победа в грантовом конкурсе. Но ведь грант нужно не только выиграть, но затем и «тянуть», а дело это довольно муторное. Не то чтобы разочарование появилось, а пришло ощущения, что зашли в тупик. И тогда решили уйти на вольные хлеба.

    В профессии достигли многого. В городе их знают. Знают и их фирму – творческую лабораторию « True florist ». Название броское, смелое, если не сказать дерзкое, переводится как «Настоящий флорист». Сегодня девушкам из-за этого немного неудобно– замахнулись! Попахивает тщеславием. Но переименовывать не стали. Во-первых, хлопотное это дело. А во-вторых, уж лучше работать так, чтобы максимально соответствовать названию, чтобы ни у кого не возникало по этому поводу сомнения, чтобы люди понимали – здесь на самом деле работают профессионалы, которые сделают всё как надо.

    Шло время, и снова появилась некоторая неудовлетворенность. Видимо, прошли очередной отрезок пути, пора что-то менять, продолжать дело, но уже на ином уровне. На каком? Будущее виделось туманным…

    Они были крещенные, но невоцерковленные. В церковь, конечно, ходили, но нечасто. А зачем часто? Живем-то с Богом в душе, думали они. А потом произошла встреча с иереем Борисом Левитаном, ключарем Александро-Невского собора, которая кардинально изменила их жизнь. Он стал их духовным отцом. Сегодня они говорят: это была судьба. И другого слова, наверное, не подберешь: слово судьба происходит от выражения «Суд Божий». То есть так судил Бог. Но суд Божий произошел только после того, когда они окончательно поняли, что полумерами ни в каком деле цели не достичь, и перешли к активным действиям – к исповеди, к причастию. Ну а как иначе? Если ты называешь себя христианином, то и живи по-христиански, церковной жизнью, соблюдай воскресные и другие праздничные дни, постись, когда этого требует Устав, исповедуйся, причащайся.

    Однажды решили подарить отцу Борису букет цветов. Задумались: а каким он должен быть – букет священнику, какие цветы подобрать? В результате, собрали нелепый, как они сегодня считают, букет. «Мне?!» – удивился батюшка. «Вам-вам! Мы – флористы, поэтому и дарим цветы!» «Ах, флористы. », – задумался отец Борис.

    Вскоре им предложили украсить икону. Впрочем, если начистоту, то они сами это предложили, поскольку видели, что оформлением икон цветами в храме занимаются не флористы. И получили благословение.

    Первой их иконой, которую они оформляли, стала икона святителя Николая – как раз к дню памяти святого, 19 декабря. Что такое церковная флористика девушки представляли плохо, искали информацию в интернете и ничего не нашли. Из ютуба вынесли только одно: церковной флористике преимущественно учат не флористы, при показе делают технические ошибки, порой вопиющие. Взялись за работу на свой страх и риск. Батюшки присылали фотографии оформленных цветами икон – как надо делать и как не надо делать, подсказывали. Но при оформлении иконы святителя Николая все равно напутали в расчетах, сделали не совсем так, как хотелось, но в общем и целом получилось, их похвалили, правда, сдержанно. Следующую икону святителя Спиридона – на день его памяти, 25 декабря – оформили с учетом прежних ошибок. Уже не так волновались, тем более что на этот раз, видимо, в качестве поощрения, им позволили «проявить фантазию». В результате они сделали ассиметричные выпады из зелени («букли») – красивые, свадебные. А во время службы увидели, как матушка схимонахиня эти их «выпады» тщательно заправляет, прячет. Так что одно дело свадебный букет, и совсем другое – праздничная икона. Снова вязли на вооружение.

    Потом были Рождество Христово, Крещение Господне, другие праздники, стали поувереннее, появились определенные знания, опыт.

    В другой раз готовились к Пасхе, из-за нехватки красного цвета девушки воспользовались красными гвоздиками, несут охапку цветов, а навстречу им священник идет, увидел их, спрашивает: кого хороним? Они, конечно, всполошились, начали думать, чем заменить красные гвоздики – пришлось перекрывать их орхидеями.

    Или вот: при оформлении Богородичных икон нужны голубые цветы, ибо голубой – цвет Богородицы. Но больших декоративных голубых цветов немного, гортензия быстро увядает, можно взять полевые цветы, но они такие мелкие… Пришли к мысли, что цветы нужно красить, для этого есть специальная краска, и это оказалось хорошим выходом из довольно затруднительного положения.

    Они сразу разобрались в том, что цвета в церковной флористике, как и в Церкви, имеют большое значение. В разные дни священнослужители служат в облачениях разного цвета. Например, в Пасхальную седмицу – в красном, на Троицу – в зеленом, на Вознесение – в белом. Голубой – Богородичный цвет. На Воздвижение Креста Господня – священнослужители облачаются в фиолетовые одежды. Красный – это еще и цвет мучеников, зеленый – преподобных отцов, желтый – святительский цвет… Все это надо знать и учитывать при оформлении икон, составлении букетов.

    Соответственно и церковная флористика имеет свои каноны, и их необходимо соблюдать, иначе может получиться вычурно, аляповато или примитивно. Конечно, в сельских церквушках, где нет флористов и где нередко украшают по правилу «что наросло, тем и красим» это может быть и допустимо. Но в больших храмах, в соборах лучше придерживаться строгих правил, считают девушки. Преображение Господне хоть и Яблочный Спас, но от украшения иконостаса, икон яблоками или какими-то другими фруктами лучше воздержаться. Вход Господень в Иерусалим хоть и называется Вербным Воскресением, и все христиане идут в храм с веточками вербы, но оформлять иконы лучше листьями пальмы. Красное яйцо – символ Пасхи, но обкладывать икону яйцами, пусть и красиво расписанными, наверное, не следует.

    А еще церковная флористика – это, оказывается, геометрия и, прежде всего, симметрия. Все нужно делать по линеечке. Они раньше не понимали, как можно праздничный букет загнать в четкие рамки. Это же взрыв, брызги, фейерверк! Оказывается, можно и еще как можно! И будет тоже красиво, торжественно, стильно, чинно. И главное правило – чтобы цветы не оттеняли изображение на иконе, а наоборот, подчеркивали его, предавали особую значимость празднуемому событию.

    А как же потом сердце радуется, когда, например, на величание все священнослужители в красивом облачении выстраиваются в центре храма перед украшенной цветами иконой и песнопением прославляют Спасителя, или Пресвятую Богородицу, или святого, или евангельское событие.

    За время работы в храме их отношение к флористике, как общей дисциплине, совершенно изменилось. Да что там к флористике, ко всему стали относиться по-другому. Потому что изменился их внутренний мир. Продолжая работать в миру, они теперь все оценивают иначе, с христианской точки зрения. Если раньше букет не получался, всё валилось из рук, то неудачу чему только не приписывали, и себя, понятное дело, в этот список не включали. Сегодня они знают: проблема в них самих, значит, нужно взглянуть на ситуацию с другого ракурса, подумать и… помолиться. Конечно, помолиться! Без молитвы теперь никуда. Перекрестились, цветы перекрестили, «Пресвятая Богородица, спаси нас» и… потекла молитва. А с ней и работа ладится, и букеты с молитвой совершенно иными получаются, теперь они это точно знают.

    И еще говорят, что с приходом в храм их профессия обрела другой смысл, поменялся подход к работе, труд в храме стал приносить им настоящую радость, а через это и сама флористика перестала быть для них исключительно работой ради денег. А что деньги? Сказано же: ищите прежде Царствия Небесного, а всё остальное приложится вам.

    «Вот так и трудимся теперь, радуемся, молимся, благодарим Господа. Теперь это наш путь ко спасению», – говорят цветочницы.

    Что ж, Господь указал им на двери в мир Божественной Красоты, где раскинулся сад с кринами райскими. Есть куда стремиться.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *